[an error occurred while processing the directive] Важным шагом в разрешении этого конфликта стала разработка так называемой концепции общих затрат на дистрибуцию и развитие системного подхода, о чем уже кратко упоминалось при обсуждении концепции управления материальными потоками.

Концепция общих затрат на дистрибуцию доказывает, что общие затраты на дистрибуцию определяются сложным взаимодействием нескольких составляющих всего комплекса затрат и что попытка минимизировать влияние каждой отдельной составляющей может привести к увеличению общих затрат. В качестве составляющих комплекса затрат следует рассматривать инвестиции в товарные запасы, расходы на транспортировку, складирование, упаковку, обработку заказов, издержки, связанные с устареванием и порчей продукции, а также затраты из-за потерь клиентуры. Еще одна составляющая — издержки неиспользованных возможностей, отражающие потери в объемах продаж, которые происходят из-за плохого обслуживания клиентов. Сведение каждой составляющей комплекса затрат к абсолютному минимуму наверняка приведет к увеличению других элементов затрат, причем значительно превосходящему эту экономию. Например, использование самых дешевых мощностей для транспортировки, таких как баржа или железнодорожный транспорт, может потребовать больших инвестиций в товарные запасы и упаковку и повлечь за собой потерю клиентов, которых нельзя обслужить хорошо, используя эти дешевые возможности. Анализ сложного взаимодействия между составляющими комплекса затрат на дистрибуцию часто проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Логика концепции общих затрат на дистрибуцию объясняет, почему мнение руководителя производственного отдела о функции физической дистрибуции может быть неправильным. В некоторых промышленных компаниях принятие этого нового подхода к затратам на дистрибуцию привело к появлению новой управленческой фигуры, берущей на себя ответственность за систему дистрибуции. По уровню эта должность сопоставима с должностью руководителя маркетингового или производственного отдела. Эта должность может называться «руководитель отдела клиентского обслуживания» и «вице-президент по вопросам физической дистрибуции». Другие компании пошли по пути создания специальных комитетов по дистрибуции, в которые входят представители отделов маркетинга, производства, финансов и, возможно, департамента закупок, и которые разрабатывают политику дистрибуции и координируют логистические функции.

Известная консалтинговая компания разработала шестиэтапный подход к управлению обслуживанием клиентов, который согласовывается с концепцией общих затрат и ее интеграцией в маркетинговый комплекс. Перечислим эти этапы. Автор подчеркивает, что этот подход может применяться в отношении всех элементов обслуживания клиентов, включая визиты торговых представителей, инжиниринговые консультации, извещения о поставках, выставление счетов и другие аспекты, а не только в отношении общепризнанных элементов, таких как транспортировка и складирование.

Логистику необходимо рассматривать в контексте долгосрочной стратегии. Промышленная компания, рассматривающая логистические функции только как краткосрочные задачи оперативного управления, может упустить значительные возможности по получению уникального конкурентного преимущества своего товарного предложения и понести ненужные затраты на дистрибуцию. В интересах развития прочных долгосрочных отношений с продавцом клиент может согласиться скорректировать свои требования к услугам, чтобы помочь поставщику достичь экономии, идущей на пользу обеим сторонам. [an error occurred while processing the directive]